Инвестиции в газораспределение на основе пенсионных накоплений как антикризисная мера

О. Ф. ЖИЛИН

Вице-президент Российского газового общества

 

Сегодня экономика России работает в условиях нарастания мирового экономического кризиса. По этой причине совершенно естественно, что на первый план выходит работа по подготовке предложений по формированию антикризисных рекомендаций и мер.

 

Основные проблемы с которыми мы столкнулись с начала текущего года, это неплатежи со стороны контрагентов, сокращение или перенос на более поздний срок, инвестиционных программ, нехватка оборотных средств, снижение спроса на продукцию, недоступность заемных финансовых ресурсов.

 

В этой связи, важнейшими направлениями по разработке экспертных предложений и рекомендаций по поддержанию устойчивого функционирования российской газовой отрасли в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются, на наш взгляд,

  • оптимизация налогообложения, в том числе дифференциация ставки НДПИ по природному газу;
  • совершенствование системы газоснабжения социально значимых потребителей, в первую очередь, сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая создание условий для перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо;
  • создание условий для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, включая оптимизацию налогообложения средств, направляемых на инвестиции.

Несомненно, в условиях кризиса заслуживает внимательного рассмотрения предложение о создании системы адресных субсидий уязвимым категориям потребителей топливных ресурсов, поскольку на сегодняшний день у нас в стране насчитывается около трех с половиной миллионов потребителей, которые, расходуя более 10% своих доходов на оплату топлива, находятся за чертой «топливной бедности». Представляет интерес создание системы бюджетных дотаций градообразующим организациям для покрытия расходов по коммунальным услугам.

 

Готовится к внесению в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам газоснабжения социально-значимых категорий потребителей и повышению уровня безопасности эксплуатации газораспределительных сетей и внутридомового газового оборудования».

 

В 2009 году планируется дальнейшее развитие территориальных связей. В прошлом году мы создали региональное отделение Экспертного совета РГО в Южном Федеральном округе. Наработанный опыт подтвердил правильность этого решения. В этом году нам предстоит создать Экспертные советы в шести других федеральных округах РФ. Также, мы уже приступили к созданию института представителей Наблюдательного Совета РГО в федеральных округах. Мы надеемся, что работа представителей Наблюдательных советов в РГО в тесном контакте с Экспертными советами РГО в федеральных округах будет способствовать развитию взаимодействия региональных органов власти, газовых компаний, промышленных и научных организаций в решении задач газоснабжения регионов.

 

В течение уже нескольких лет в РГО исследуются вопросы использования различных финансовых инструментов, включая аренду, лизинг, концессию, облигационные займы и т. д. Анализ действующего законодательства о финансовой аренде (лизинге), о концессионных соглашениях показывает, что действующее законодательство и подзаконные акты могут быть основой для привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты. Однако сам процесс возврата инвестиций жестко связан с процессом регулирования цен и тарифов. Именно в тарифах ГРО должны учитываться средства инвестора, подлежащие возмещению при вложениях в газораспределительную инфраструктуру.

 

Существенным источником финансирования могут стать коммунальные облигационные займы и пенсионные фонды, которые сегодня практически не работают на программы развития регионов.

Инвестиционные возможности пенсионной реформы

 

Реформа российской пенсионной системы из распределительной в распределительно-накопительную привязала будущую пенсию граждан России к заработной плате, получаемой ими в период трудовой деятельности. Механизмом стал Единый социальный налог (ЕСН), зависящий от Фонда оплата труда каждого работника и ежегодно уплачиваемый работодателем. Последовавшая в 2003-2004 гг. либерализация рынка обязательного пенсионного страхования сформировала институт частных управляющих (негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний), расширив возможности для инвестирования средств пенсионных накоплений, формируемых в рамках государственной пенсионной реформы.

 

Произошедшие изменения позволяют субъектам РФ и крупнейшим работодателям рассматривать средства пенсионных накоплений как долгосрочные инвестиционные ресурсы для реализации инфраструктурных проектов сроком на 3-5-7 лет.

Источники формирования пенсионных накоплений

 

Размер базовой части пенсии устанавливается государством. Работник и работодатель не могут повлиять на размер базовой части трудовой пенсии. Размер страховой части пенсии рассчитывается ПФР в зависимости от суммы страховых взносов. Чем больше отчислений произвел работодатель за конкретного работника, тем выше будет размер страховой части. Накопительная часть пенсии формируется за счет отчислений, произведенных работодателем в период трудовой деятельности работника. Это «реальные деньги», которые необходимо инвестировать с целью защиты и приумножения. Работник влияет на размер накопительной части, передавая пенсионные накопления в управление НПФ или УК. Для того чтобы уберечь пенсионные накопления от инфляции и приумножить их, в России создана система негосударственных пенсионных фондов. Перевод средств в НПФ не требует от работника никаких затрат – все выплаты в рамках налоговых отчислений осуществляет работодатель. Часть средств, выплачиваемых работодателем в качестве ЕСН, может вернуться в виде долгосрочных инвестиций в экономику области. Объем средств зависит от темпов реализации пенсионной реформы в регионе.

Сколько средств можно инвестировать?

(на примере Волгоградской области)

 

В Волгоградской области 843 тыс. жителей имеют накопительные пенсионные счета с ежегодным пополнением за счет взносов работодателей. За 2002-2007 гг. нарастающим итогом на накопительные пенсионные счета жителей области поступило более 8,5 млрд. руб., из них около 1,5 млрд. – в 2007г. За 2004-2007 гг. своим правом на перевод накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные системы воспользовалось более 130 тыс. жителей Волгоградской области, или около 13% процентов от общего числа участников пенсионной реформы (около 10% в среднем по РФ).

Возможности использования средств пенсионных фондов

 

Использование средств пенсионных фондов регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ». Предусмотрены ограничения по качеству активов – разрешено инвестирование в ценные бумаги высшей категории надежности в биржевых листингах. Установлены лимиты по каждому объекту инвестирования – не более 5% средств в одного эмитента, кроме государственных ценных бумаг.

Возможности инвестирования средств – целевые программы

 

В рамках государственной пенсионной реформы субъекты РФ получили дополнительный источник финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов. Объем этого источника составляет от 2 до 10% от бюджета и ежегодно увеличивается. Существующее законодательство предоставляет различные варианты инвестирования инфраструктурных проектов за счет пенсионных средств. Срок – от 3 до 7 лет, ставка +2,5/3,5 к базовой инфляции. Взаимодействие негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с администрациями субъектов Федерации требует формирования перечня приоритетных проектов/объектов для инвестирования за счет средств негосударственных пенсионных фондов, а также порядка их реализации. Необходимо формирование единой модели оценки экономической эффективности проектов и подходов по их реализации (с гарантиями администрации Волгоградской области или администрации муниципального образования, с залогом, по лизинговой схеме, сроки окупаемости и т.п.). Нужно также определить ежегодный объем привлекаемых инвестиций НПФ для реализации таких проектов и оптимальную процентную ставку.

Практика инвестирования средств пенсионных накоплений

 

«Большой пенсионный фонд» в Волгоградской области

 

Фонд занимает второе место в области по количеству клиентов (около 35 тыс. человек), являясь базовым фондом для работников Волгоградского алюминиевого завода, ОАО «Химпром» и Волжского трубного завода. «Большой пенсионный фонд» активно взаимодействует с работниками муниципальных предприятий и организаций бюджетной сферы: г. Волгограда, г. Волжского, районов Волгоградской области. В мае 2007 г. подписано соглашение о взаимодействии между администрацией Волгоградской области и МН «Большой пенсионный фонд», которое предполагает использование средств НПФ в приоритетных проектах администрации области и муниципальных образований. В рамках соглашения о взаимодействии средства НПФ направлены на реконструкцию городских сетей МУП «Водоканал» г. Волжского. Объем программы – 25 млн. руб., срок предоставления средств – 5 лет. Рассматриваются другие инвестиционные проекты на территории Волгоградской области.

Выводы

 

Волгоградская область является одним из лидеров в РФ по темпам реализации государственной пенсионной реформы. Накопленный инвестиционный потенциал Волгоградской области в рамках пенсионной реформы, по итогам 2008 г., превысил 10 млрд. руб., из которых около 800 млн. руб. аккумулировано крупнейшими негосударственными пенсионными фондами. Активная реализация государственной пенсионной реформы позволяет Волгоградской области рассматривать средства пенсионных накоплений как долгосрочные инвестиционные ресурсы для реализации инфраструктурных проектов сроком на 3-5-7 лет. Имеющийся опыт реализации инвестиционных проектов негосударственными пенсионными фондами на территории области свидетельствует о возможности эффективного применения этих средств в экономике Волгоградской области.

 

РГО проработало варианты использования этих средств на примере Ульяновской, Калужской и Волгоградской областей в условиях действующего нормативно-правового поля. В случае внесения соответствующих изменений в т.ч. и в пенсионное законодательство можно существенно увеличить инвестиции в инфраструктурные проекты России. Это единственные длинные деньги. Кроме того, прямые вложения средств пенсионных фондов в инфраструктурные проекты, могут сделать инвестиции в инфраструктурные проекты существенно дешевле банковских кредитов, что, в свою очередь, уменьшит нагрузки на регулируемые тарифы.

Возможности инвестирования средств – целевые программы

  • В рамках государственной пенсионной реформы субъекты РФ получили дополнительный источник финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов. Объем этого источника составляет от 2 до 10 процентов от бюджета и ежегодно увеличивается.
  • Существующее законодательство предоставляет различные варианты инвестирования инфраструктурных проектов за счет пенсионных средств. Срок – от 3 до 7 лет, ставка +2,5/3,5 к базовой инфляции.
  • Взаимодействие негосударственных пенсионных фондов (НПФ) с Администрациями субъектов РФ требует формирования перечня приоритетных проектов/объектов для инвестирования за счет средств негосударственных пенсионных фондов, а также порядка их реализации.
  • Необходимо формирование единой модели оценки экономической эффективности проектов и подходов по их реализации (с гарантиями Администрации Волгоградской области или Администрации муниципального образования, с залогом, по лизинговой схеме, сроки окупаемости и т.п.).
  • Определить ежегодный объем привлекаемых инвестиций НПФ для реализации таких проектов и оптимальную процентную ставку.

Использование лизинга и концессии в целях инвестирования в инфраструктурные объекты создает условия в субъектах Российской Федерации для устойчивого развития инфраструктуры этих субъектов, а использование коммунальных облигаций и средств пенсионных фондов делает этот процесс непрерывным. Побочным мультипликативным эффектом создания устойчивого механизма инвестирования в инфраструктуру является обеспечение заказами организаций – поставщиков материалов и оборудования, и что самое главное, повышение качества жизни населения.

 

РГО планирует продолжить указанные работы в непосредственном контакте с регионами РФ. Переход к реализации этой задачи стал одной из причин появления в деятельности Российского газового общества в 2009 году новой формы – меморандумов о сотрудничестве с регионами Российской Федерации. Меморандумы предусматривают целый ряд направлений, включая гармонизацию федеральной и региональной нормативно-правовой базы, создание инвестиционных источников для развития газовой инфраструктуры, в том числе, за счет пенсионных накоплений, переводу газораспределительных организаций региона на единый тариф. Подписание меморандумов должно способствовать укреплению связей РГО с регионами, участию членов РГО в реализации региональных программ. Уже подписан Меморандум с Правительствами Иркутской и Тамбовской областей, готовятся к подписанию Меморандумы с губернаторами Екатеринбургской, Орловской, Воронежской и целого ряда других областей.

 

Экономический кризис, в котором мы сейчас находимся, не вечен. Все мы хотим, чтобы экономика нашей страны вышла из него в новом, обновленном качестве. Возобновление экономического роста потребует вовлечения дополнительных ресурсов. Поэтому уже сейчас мы должны заботиться о том, чтобы нехватка энергетических ресурсов, несовершенство инфраструктуры энергетики не стала ограничителем роста. Основным фактором для решения этой задачи является, на наш взгляд, не только поддержание, но и наращивание уровня инвестиций в энергетику. По этой причине главной задачей Российского газового общества на предстоящий период является разработка и внедрение в практику предложений по созданию инвестиционных источников для развития газовой инфраструктуры.

Вы можете скачать этот документ в формате Word 2003 (doc) здесь.